ECOPOLKA

Осторожно, гринвошинг!

Мода на эколичную и натуральную продукцию год от года становится все более масштабной. Некоторые маркетологи и производители, желая увеличить продажи, стали "маскировать" свою продукцию под "био" и "органик". Такое явление получило название гринвошинг. Иными словами, это позиционирование продукции или услуги как экологичной без достаточных на то оснований.
 

Распространенные уловки.

 
Поскольку бизнесменов в нашей стране много (кстати, гринвошинг имеет место не только в России, но и во всем мире), они по-разному пускают потребителям пыль в глаза:
 
  • "Природное" оформление - помещения обиты деревом естественных оттенков, используется деревянная мебель, натуральные материалы, живые растения. Такой дизайн модно наблюдать даже у сетей фаст-фуда, известных своей отнюдь не полезной продукцией.
  • Зеленый цвет - им окрашивают стены, упаковку продукта, сопутствующие товары типа пакетов, логотипы и вывески. Это создает иллюзию натуральности всего бизнеса и продукта в частности.
  • Слова "Эко", "Био", "Органик", "Натуральный" - и так далее, в том числе на английском языке. Некоторые производители используют их даже в названиях продуктов. К сожалению, часто это не более чем пустые слова, ничем не подкрепленные - в этом легко убедиться, изучив состав продукта.
  • Частичная правда - пограничное с гринвошингом явление, когда на упаковке товара ярко обозначено "без консервантов", "натуральные ингредиенты", "без парабенов" и т.п. Это, с одной стороны, не является враньем, но, с другой, работает на образ и создает иллюзию, что, раз в составе нет упомянутых веществ, то там больше нет ничего вредного. На деле может оказаться, что в продукте много другой химии.
  • Придуманные или ничего не значащие знаки – когда производитель рисует листок, дерево или планету на упаковке, это никак не может характеризовать качество товара. Некоторые идут еще дальше и изобретают обозначения, похожие на настоящую экомаркировку или общепринятые знаки экологического преимущества. При этом такие картинки  нарисованы немного по-другому, нежели оригиналы, и не имеют никаких словесных обозначений.

 

Откровенный обман.

 
Иногда случается, что недобросовестные продавцы незаконно "присваивают" себе экомаркировку, просто напечатав значок сертификата на упаковке и не пройдя при этом никаких соответствующих процедур. Так случилось с одной из белорусских косметических фирм, о чем писали на этом сайте: http://lookbio.ru/sobytiya/novosti-sobytiya/zabavnyj-grinvoshing-ili-bel.... Как же обезопасить себя от лжи? 
 
Сертифицирующие органы уже позаботились об этом. Все уважаемые органы по сертификации публикуют на своих сайтах реестры сертифицированных компаний и товаров. Найдя товар с экомаркировкой, не поленитесь зайти на сайт органа, выдавшего эту марикровку, и проверить, действительно ли продукт прошел сертификацию. Некоторые органы по сертификации присваивают каждому сертифицирвоанному товару номер - взгляните на значок экомаркировки на упаковке продукта: под ним мелким шрифтом написан номер. У каждого продукта, прошедшего сертификацию, этот номер индивидуален. Любой человек может зайти на сайт компании, выдавшей сертификат, и в поисковой строке вписать интересующий его код. Далее система выдаст вам результат, какому продукту присвоен номер, какую проверку прошел этот товар и когда.
 

Главный совет.

 
Чтобы не попасться в сети гринвошинга, ищите на упаковке оригинальную экомаркировку (о них мы рассказывали в этом разделе (ссылка) или внимательно изучайте состав продукта. На сегодняшний день это самые эффективные способы покупки действительно качественных и безопасных товаров.