Помимо экомаркировок: отраслевых, органик-маркировок и маркировок I типа, на упаковках товаров вам могут встречаться и другие знаки. Некоторые из них могут говорить о пользе продукта, некоторые – наоборот, предупреждать о возможном вреде, а какие-то быть просто «пустышками», то есть ничего не значащими символами, используемыми для привлечения внимания неосведомленных покупателей. Чтобы сэкономить свои деньги, время и здоровье, нужно выучить самые распространенные из них.
Опасность
Предупредительные маркировки – как правило, заключены в красный ромб или треугольник. Это могут быть и инструкции по обращению с товаром, и информация о его дополнительных свойствах, и специфическом действии продукта на что-либо. В любом случае, на них нужно обращать внимание, ведь эти знаки предупреждают о возможной опасности. Вот некоторые из них:
Восклицательный знак сообщает о необходимости осторожного обращения с товаром и избегания попадания его на кожу, слизистые, внутрь организма и т.д., поскольку может причинить вред здоровью.
Череп – общепринятая классификация токсичных или ядовитых веществ.
Сухое дерево и рыба на суше – такая картинка предупреждает об опасности продукта для окружающей среды и животного мира.
Пробирки с выливающейся жидкостью – обозначение негативного влияния товара на металл (может стать причиной коррозии) и на тело человека при прямом контакте.
Перечеркнутый мусорный бак – продукт после использования нельзя выбрасывать в бытовой мусор, это опасный отход.
Ребенок и цифра – товар не предназначен для детей младше указанного возраста, так как может нанести вред их здоровью.
Разумеется, это не полный перечень предупредительных маркировок, которые могут встретиться на упаковке товара. Сейчас информацию по каждой из них можно найти в интернете: https://ru.wikipedia.org и http://ria-stk.ru
Государственная проверка
Кроме того, есть знаки, свидетельствующие о качественных характеристиках товара:
РСТ – продукт соответствует системе российской сертификации ГОСТ Р
ЕАС (Евразийское соответствие) – товар, одобренный по стандартам безопасности Таможенного союза
Эти маркировки не говорят об экологичности продукции, но гарантируют, что она была проверена и испытана.
Это не «эко»!
Мода на «Био» и «Органик» привела к тому, что появилось такое явление, как «гринвошинг». Речь идет о ситуациях, когда производитель придумывает свой собственный значок, похожий на экомаркировку, который на самом деле ничем не подтвержден и не гарантирует настоящую экологичность товара. Вольное изображение листка или планеты, буквенных обозначений BIO или ЭКО и других символов, которые не являются одной из известных экомаркировок, должно насторожить покупателя и внимательно изучить состав продукта, либо отказаться от покупки. Подробнее о том, как отличить гринвошинг от добросовестного подхода к маркетингу, читайте в этом разделе.