Продолжаем наши заметки по экопотреблению! Сегодня мы рассказываем, почему важно, выбирая товары, рассматривать их экологичность от «рождения» до «смерти».
Отличить в магазине безопасную продукцию от такой, которая лишь под нее «маскируется» — задача не из простых. Ведь даже внешне очень схожие товары, будь то картофель, кусок мыла или детский мяч могут быть изготовлены по совершенно разным стандартам. А значит, по-разному влиять и на здоровье как потребителей, так и всей планеты.
Чтобы оценить экологичность товара, мало вчитываться в его состав. Он может быть элементарным, как у вышеупомянутого картофеля. Но при этом из двух соседствующих на магазинной полке корнеплодов «картофель А» может быть опасным для здоровья, а «картофель Б», внешне точно такой же, будет полезным и экологичным.
Почему так происходит?
Все дело в жизненном цикле продукта. И его, как любую жизнь, надо рассматривать с момента «рождения» до «смерти»:
- Из какого сырья производится/выращивается продукт?
- Как его производство влияет на окружающую среду?
- Чем он обрабатывается?
- Во что упаковывается?
- Каким транспортом и маршрутом доставляется в магазины?
- Может ли быть утилизирован?
- Как его производство влияет на окружающую среду?
- Чем он обрабатывается?
- Во что упаковывается?
- Каким транспортом и маршрутом доставляется в магазины?
- Может ли быть утилизирован?
Каждый из этих этапов влияет не только на сам продукт, но и на окружающую среду. Например, если «картофель А» обрабатывался синтетическими пестицидами, эти вещества не только окажутся в самом корнеплоде, а потом и на нашей тарелке, они еще и попадут в атмосферу, разнесутся ветром на другие растения, отравят полезных насекомых, вместе с ними – птиц и животных. Случается и такое, что овощи производятся в самых естественных условиях, не обрабатываются химией, пропалываются и собираются вручную, но при этом выращиваются из семян или саженцев, изготовленных с применением технологии ГМО или выдержанных в искусственном противогрибковом составе. Пусть даже по всем остальным параметрам такой картофель отвечает экологическим нормам, его жизненный цикл уже не назовешь оптимальным и безопасным.
То же самое можно сказать и о предметах быта. Обычная детская игрушка, вроде резинового мяча, может быть сделана из самых безопасных для здоровья ребенка полимеров и при ее производстве могло не пострадать ни одно животное. Но если при этом завод-изготовитель потребляет рекордное количество электроэнергии и недобросовестно очищает сточные воды, загрязняющие наши реки, это в итоге нанесет существенный ущерб окружающей среде. А чем более загрязнен воздух и вода на планете, тем хуже здоровье людей и особенно детей, для которых эта игрушка предназначена.
Как узнать о жизненном цикле продукта?
Даже если бы производитель захотел поделиться с потребителем информацией о всех этапах производства товара, он едва бы смог это сделать: ни одна упаковка не уместит такое количество текста. И, к тому же, где гарантия правдивости таких заявлений?
Тем не менее, выход был найден при помощи экомаркировки. Ее присуждение тому или иному продукту гарантирует, что независимые эксперты, более чем заинтересованные в здоровье и благополучии окружающей среды, побывали на всех этапах производства, взяли пробы почв, воды, сырья и всех используемых веществ, провели лабораторные анализы и убедились в полной безопасности товара, как для людей, так и для природы.
Гарантия подлинности
К сожалению, многие производители обманывают обывателей и ставят на своей продукции значки, похожие на экомаркировку (например, «Без ГМО», «Эко», «Био» и т.д.) или даже бессовестно копируют сертификаты существующих серьезных организаций. Убедиться в подлинности сертификата не так уж сложно. Достаточно зайти на сайт Органа по сертификации и проверить наличие товара в списке сертифицированной продукции.
На сегодняшний день это единственная гарантия экологичности всего жизненного цикла продукта. Чем чаще потребители будут выбирать товар с экомаркировкой, тем здоровее будет наше общество и окружающая среда. И тем больше производителей сделают свой бизнес безопасным, а продукцию – по-настоящему полезной.