ECOPOLKA

Как покупать экотовары

Что такое экомаркировка

Честная экомаркировка говорит, что товар произвели с соблюдением экологических стандартов, из качественного сырья с минимальным воздействием на окружающую среду, а сам он безопасен для человека.

Производитель получает право поставить экомаркировку на товар или его упаковку, только если пройдёт сертификацию. У каждого сертификата есть свой стандарт, по нему эксперты и проверяют производителя. Критерии могут быть разные: какое сырьё используют, безопасен ли состав для природы и человека, насколько экологично производство, можно ли переработать упаковку продукта.

Не на многих товарах в обычном супермаркете можно найти настоящую экомаркировку. Это не значит, что остальные продукты обязательно вредные для человека или природы. Просто мы не можем знать точно, как устроено их производство и достойную ли зарплату получают сотрудники. Экомаркировка сигнализирует: этому товару точно стоит доверять. 

Мы разбили экомаркировки, которые используют в России, по трём критериям. Смотрите, какой вам важнее всего и запоминайте, как выглядят значки.

Хотите купить самый экологичный товар

Некоторые экомаркировки дают только тем продуктам, у которых экологичность подтверждена на всех этапах жизненного цикла: от добычи сырья до утилизации. Их называют экомаркировки по жизненному циклу.

Если хотите купить максимально экологичный продукт, ищите такие маркировки, их около 30 в мире. В России чаще всего можно встретить «Листок жизни», Голубой ангел, Северный лебедь, Европейский цветок, Korean Eco-label. Так вы поддержите ответственного производителя, который потратился на то, чтобы сырьё было качественным и безопасным, на предприятии использовались передовые технологии сбережения ресурсов и защиты окружающей среды, значительная часть отходов перерабатывалась, состав был безопасен для человека и природы, упаковка минималистична и пригодна к переработке доступными методами.

Единственная экомаркировка в России, которая признана на международном уровне Всемирной ассоциацией экомаркировки, благодаря тому что оценивает жизненный цикл товара — «Листок жизни».

Как работает экомаркировка по жизненному циклу на примере «Листка жизни»

Этот кружок можно встретить на продуктах питания, косметике, бытовой химии, электронике и материалах для ремонта. Отсутствие в составе продукта вредных веществ проверяют лаборатории, а производство и всю документацию — эксперты-аудиторы.

Производитель должен соблюдать нормы природоохранного законодательства, иметь программу снижения нагрузки на окружающую среду (переработка отходов, сокращение использования ресурсов, сбросов и выбросов), развивать экологическую культуру компании и регулярно обучать сотрудников.

Всего стандарты включают около 25 требований. Они дают уверенность, что в продукте нет вредных веществ, а производство — от сырья до упаковки — не вредит окружающей среде.

Маркировки из других стран, оценивающие весь жизненный цикл товара, работают по такому же принципу, вот как они выглядят.

Хотите купить этичный товар

Fair Trade. Продукт соответствует принципам «справедливой торговли», при его производстве не только не нанесли вред окружающей среде, но и соблюдали экологические и социальные нормы, уважали права рабочих, в том числе выплатили им достойное вознаграждение за труд. Может встречаться на самой разной продукции.

Vegan. Продукт не содержит компонентов животного происхождения (включая мёд и пчелиный воск) и не тестировался на животных. Знак можно поставить на упаковку после согласования с «Веганским обществом», общественной организацией из Великобритании.

Не тестируется на животных. Этот знак ставят на косметику и бытовую химию в том случае, если продукт или его компоненты не тестировали на животных. Важно понимать — если вы покупаете товар в России, то знак действителен только для косметики, потому что бытовую химию обязаны тестировать на животных.

Хотите купить органический товар

С 2020 года в России официально появился термин органический продукт. До этого года надписи вроде «100% органик» на упаковке мог поставить любой производитель, и на законодательном уровне контроля за этим не было.

Знаки «ОРГАНИК» и EU Organic («Евролист») означают, что товар не содержит синтетических добавок. Для выращивания растений применяют только натуральные средства, а для животных — органические корма, соблюдаются правила гуманного обращения с животными. Но обычно органическая сертификация не учитывает экологичность упаковки или производственных процессов.

Треугольник с цифрой или буквами внутри это не экомаркировка. Он показывает, из какого материала сделан товар и упаковка. Как разбираться в треугольниках, читайте в нашей инструкции.

Как не дать себя обмануть

 

Проверяйте самодекларации

Бывает так, что производитель не обращается в сертификационный орган, а сам проверяет свой продукт на какое-то экопреимущество.

Ксения Илларионова, руководитель отдела по связям с общественностью Экологического союза:

Это допустимо, если производитель действительно провёл исследование и готов предоставить потребителю подтверждение. Важно понимать, что заявление производителя (самодекларация) должно быть чётким и проверяемым, в противном случае — это гринвошинг (необоснованное экологическое заявление).

Если перед вами самодекларация, а не экомаркировка, ориентируйтесь на то, что:

  • Заявление производителя чёткое, например, «без фосфатов». Производитель не должен для самодекларации использовать фразы типа «экологически безопасный», «экологически чистый», «экологически благоприятный», «благоприятный для почвы», «не загрязняющий», «зелёный», «благоприятный для природы», «благоприятный для озонового слоя» и тому подобные, потому что в них нет никакой конкретики.
  • Заявление проверяемое. Например, на сайте производителя в открытом доступе можно найти информацию, подтверждающую это заявление (протокол испытаний, сертификат). Потребителю должно быть понятно что и каким способом, на соответствие каким критериям компания проверила. При этом важно понимать, что мы не сможем узнать, не скрыл ли производитель часть информации о продукте, чтобы он выглядел более экологичным.

По данным глобального исследования, 40 % экозаявлений компаний вводят в заблуждение потребителей, среди них как раз расплывчатые заявления, собственные значки компаний и скрытие информации. Получается, минимум в трети случаев самодекларации вводят в заблуждение потребителей, а это уже гринвошинг.

Не ведитесь на псевдомаркировки — это гринвошинг

Иногда на товарах встречается псевдомаркировка. Такие знаки не имеют отношения ни к сертификации, ни к безопасности продукта. Производители ставят их, чтобы повысить ценность товара в глазах покупателя. Мы даже не сможем привести все примеры, настолько много вариантов этих изображений.

Чтобы не переживать, настоящая экомаркировка перед вами или фантазия маркетолога, скачайте бесплатное мобильное приложение Ecolabel Guide, которое разработали в Экологическом союзе. Оно доступно в AppStore и GooglePlay.