ECOPOLKA

Как марки и товары маскируются под экологичные

Популярность экологичного образа жизни растёт: всё больше людей готовы покупать экотовары. Тренд подхватывают производители: на упаковках всё чаще появляются различные «зелёные» надписи и знаки. Правда, нередко приставка «эко-» превращается в инструмент продвижения товаров, которые нельзя назвать экологичными.

Я больше 10 лет работаю в области экологии. Участвую в разработке экостандартов и занимаюсь оценкой экологичности продукции. Расскажу, как не попасться на уловки производителей.

Что такое гринвошинг

Некоторые производители маскируют свой товар под экологичный, хотя не проходят никаких проверок и не получают специальные сертификаты. Гринвошингом называют как раз такие необоснованные заявления об экологичности продукта с целью получить выгоду.

Главные признаки гринвошинга — слишком общие утверждения и ложные заявления об экологичности, а также несуществующие экомаркировки.

Вот простой пример. Производитель может позиционировать напольное покрытие как экологичное, потому что оно сделано из дерева. При этом компания специально или неосознанно замалчивает, что древесину для производства получили с нарушением лесного законодательства, а для обработки использовали пропитки и краски с неэкологичным составом. Стоит помнить: натуральный продукт — не всегда экологичный.

Экологическое заявление может быть правдивым, если оно сформулировано чётко и его можно проверить. Например, «перерабатываемая упаковка» или «в составе нет фосфатов». Если встретите на упаковке надписи «экологически благоприятная», «зелёная» и подобные, лучше вернуть товар на полку. Ничего общего с по-настоящему экологичной продукцией он, скорее всего, не имеет.

Чем опасен гринвошинг

Гринвошинг существенно тормозит развитие экологичного производства и потребления.

Одно из главных условий получения настоящего экосертификата — изменение технологий производства. Для производителей это дорого и долго, поэтому некоторые компании выбирают лёгкий путь, например придумывают «зелёный» дизайн упаковки.

В итоге страдает не только обманутый покупатель. Место экологически ответственного бизнеса занимают предприятия, которые продолжают загрязнять воздух, водоёмы и не перерабатывают отходы производства.

Как бороться с гринвошингом

Важную роль в борьбе с гринвошингом играет сам покупатель. Главный инструмент этой борьбы — выбор по-настоящему экологичных товаров и производителей.

О достоверности экологических заявлений говорят экомаркировки I типа. Независимые организации, которые их выдают, оценивают весь жизненный цикл товара от добычи сырья до утилизации его упаковки. В мире таких экомаркировок больше 25. В наших магазинах их тоже можно найти. Это, например, значки «Листок жизни», «Голубой ангел», «Северный лебедь», «Европейский цветок».

Выбрать экотовар также может помочь бесплатное мобильное приложение Ecolabel Guide. В нём хранится база общепризнанных экомаркировок. Проверить, есть ли маркировка в базе, можно с помощью сканера: достаточно навести камеру смартфона на значок. Скачать Ecolabel Guide можно в App Store или Google Play.

Так выглядят распространённые в России экомаркировки I типа. Слева направо: «Листок жизни», «Голубой ангел» «Северный лебедь», «Европейский цветок». Именно эти значки нужно искать на упаковках любых товаров: от продуктов питания, до стройматериалов, бытовой химии и даже электроники. 

Как защититься от гринвошинга

  1. Выбирать товары с надёжными экомаркировками.
  2. Проверять незнакомые значки на этикетке с помощью мобильного приложения Ecolabel Guide.
  3. Запрашивать у продавца или производителя подтверждение экологичности товара.
  4. Планировать покупки. Полный список сертифицированных товаров можно найти на сайте любой экомаркировки — такой есть, например, у «Листка жизни». Вы можете заменить хотя бы один продукт в корзине на по-настоящему экологичный, и это уже будет ваш вклад в борьбу с гринвошингом.

Автор: Юлия Грачева, кандидат биологических наук, директор Экологического союза

Оригинал статьи