ECOPOLKA

Что такое гринвошинг, как он вредит природе и нашему здоровью, как его остановить?

Что такое гринвошинг и как он возник?

Экологическое или, другими словами, «зеленое» позиционирование товаров или компании без достаточных для этого оснований получило название «гринвошинг». Это не локальная российская проблема - маркетинговый прием и термин пришли к нам с Запада.

Недобросовестный экомаркетинг возник из-за желания производителей увеличить прибыль. Ведь, по результатам социологических опросов стремительно растет число людей, предпочитающих экологичные товары. Таким образом, товар с рекламной пометкой «эко» становится более востребованным. При этом многие компании вместо того, чтобы стремиться реально соответствовать экологическим критериям и инвестировать в экологизацию товара и производства, выбирают путь гринвошинга. Когда гринвошинг принимает большие масштабы, под удар попадают все – потребители, производители, рынок и государство в целом, и, конечно, окружающая среда.

Как гринвошинг вредит нам и окружающей среде?

Реклама, основанная на гринвошинге, вводит покупателя в заблуждение относительно экологической безопасности приобретаемого товара: человек полагает, что делает выбор в пользу безопасного продукта, заботясь, таким образом, не только о своем здоровье, но и о природе.

Введенный в заблуждение покупатель безосновательно переплачивает за неэкологичный товар и поддерживает спекулянта, а не экологически ответственного производителя.

На рынке, где распространен гринвошинг, производители, инвестирующие в зеленые технологии, теряют конкурентные преимущества, так как многие покупатели перестают доверять любым заявлениям об экологичности, даже имеющим независимое подтверждение.

Все это способствует торможению развития устойчивого производства и потребления.

В конечном итоге, вместо процветания экологически ответственного бизнеса, процветают предприятия, которые продолжают загрязнять воздух, водоемы, использовать опасные для здоровья компоненты в составе своей продукции, не предпринимают усилий, чтобы сократить свое ресурсопотребление и решать проблему отходов производства и своей продукции, которая рано или поздно выйдет из употребления.

Чем экологичная продукция отличается от гринвошинга?

Согласно международному подходу, настоящая экологичная продукция - это та, при производстве которой наносится минимальный ущерб природной среде и которая безопасна для здоровья потребителей. То есть речь идет не об одном или нескольких экологических свойствах товара, а комплексе экологических характеристик по жизненному циклу – «от сырья до упаковки».

Гарантией подлинности экопродукции является экомаркировка.

Ее присуждение тому или иному продукту гарантирует, что независимые эксперты побывали на всех этапах производства, взяли пробы почв, воды, сырья и всех используемых веществ, провели лабораторные анализы и убедились в безопасности товара, как для людей, так и для природы.

Справедливости ради стоит отметить, что бывают честные экологические заявления производителей, неподтвержденные экомаркировкой.

Но определить, что перед нами гринвошинг или добросовестная самодекларация, как правило, довольно сложно, а в некоторых случаях - невозможно.

При этом у нас часто есть выбор. Если на прилавке не встретился товар с экомаркировкой или органик-маркировкой, которая подтверждает безопасность всего жизненного цикла, часто можно найти товары с независимыми международно признанными экологическими знаками, которые подтверждают, что хотя бы одна или несколько свойств товара являются экологически безопасными для здоровья человека или окружающей среды.

Так, знак FSC сигнализирует покупателю что товар (например, мебель, бумага) или его упаковка сделаны из сырья, добытого легально и без нарушения лесной экосистемы. Знак Energy Star говорит об энергоэффективности приборов. Таких полезных экологических знаков не очень много – узнайте обязательно о них подробнее. Если знаков нет или вы в них запутались – обратите внимание на состав товара.

Почему в России возможен гринвошинг?

В России гринвошинговые обещания можно встретить как на продуктах питания, так и на непродовольственных товарах, таких как бытовая химия, косметика, различные товары для дома и офиса.

Это связано с тем, что в нашей стране отсутствуют законы, регламентирующие использование приставок и терминов «эко-», «био-», «органик», «зеленый» и производных от них понятий и деклараций. Например, таких, как «не содержит...», или «без...», или «полезен для...».

Нет системы контроля и мер ответственности. Не работают профессиональные этические кодексы, в том числе рекламный. Уровень экологической грамотности является низким не только у большинства потребителей, но и среди специалистов, работающих в сфере коммуникаций — маркетинге, рекламе, PR.

Как остановить гринвошинг?

Затормозить гринвошинг получится только при помощи комплекса мер:

1. Усовершенствование законодательства. Нужны поправки в законы, касающихся экологических терминов и их применения, а также создание правоприменительной практики.

Поправками в экологическое законодательство занимаются госорганы при содействии отраслевых сообществ, но без помощи потребителей дело движется медленно. Чтобы процесс пошел быстрее, покупателям надо активно выражать свою позицию - жаловаться на подозрительные случаи экомаркетинга в Роспотребнадзор и в Союз потребителей России.

2. Массовое экопросвещение. Все в наших руках!

Чем больше мы рассказываем родным и друзьям об отличии экопродукции от гринвошинга, чем чаще задаем вопросы продавцам в магазинах, чем настойчивее запрашиваем доказательства экологичности у производителей, тем выше становятся наши шансы на получение достоверной информации, тем меньше становится лживых экозаявлений.

Чтобы вы уже сегодня смогли безошибочно выбрать экологичный товар в магазине, скачайте мобильное приложение для поиска экотоваров cо сканером экомаркировок Ecolabel Guide (App Store или Google Play). Сканируйте и не поддавайтесь уловкам!

Связаться с нами

Контакты